«

»

Июн 26

Потребители смогут требовать компенсацию морального вреда за некачественные коммунальные услуги

На заседании Пленума Верховного Суда Российский Федерации обсуждался Проект постановления о некоторых вопросах рассмотрения судами споров в сфере ЖКХ (далее – Проект).

Так, согласно Проекту предлагается разъяснить, что в случае предоставления потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, потребитель вправе потребовать от поставщика денежной компенсации морального вреда (п. 21 Проекта).

Обратите внимание, что по общему правилу, при допущении поставщиком коммунальных услуг таких нарушений, происходит перерасчет платы за услуги ЖКХ, при этом лицо, виновное в нарушении непрерывности предоставления или качества коммунальных услуг, обязано уплатить потребителю штраф (ч. 4 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерациип. 98п. 150 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

Отметим, что разработчики Проекта полагают, что к таким мерам защиты, как требования возмещения убытков, уплаты неустойки, денежной компенсации морального вреда и штрафа, жильцы могут прибегнуть, например, если исполнитель своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг, или если параметры напряжения и частоты в электрической сети в помещении потребителя не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и т. д.

Пунктом 22 Проекта ВС РФ также предлагает разъяснить, что жильцы могут подтвердить нарушение качества предоставления тех или иных услуг управляющей организацией при разрешении споров о перерасчете сумм коммунальных платежей не только составленным поставщиком коммунальных услуг актом нарушения качества, но и любыми другими средствами доказывания, например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта.

Добавим, что отсутствие вины, в том числе в нарушениях при оказании коммунальных услуг доказывается исполнителем коммунальных услуг (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

В п. 41 Проекта предусмотрено, что к спорам, связанным с оплатой гражданам жилого помещения и коммунальных услуг, применяется общий трехлетний срок исковой давности, исчисляемый со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите прав ( ст. 196200 ГК РФ).

Проект был в целом одобрен представителями судейского и научного сообщества, в том числе потому, что общее количество рассматриваемых судами гражданских дел о взыскании платы за жилое помещение и коммунальные услуги неуклонно растет. Однако в связи с некоторыми замечаниями редакционного характера, Проект был отправлен на доработку.

Информация подготовлена Консультационным центром

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» по материалам, опубликованным на сайте http://www.garant.ru/

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.