Дек 07

Памятка: Банковские комиссии

Кредитные договоры большинства банков включают в себя условие об уплате дополнительных комиссий по кредиту сверх установленной процентной ставки. Не за все операции в рамках кредитного договора банки вправе устанавливать комиссии.

Получение банком комиссий наряду с процентами за пользование кредитом признается обоснованным только в том случае, если комиссия взимается за оказание самостоятельной услуги клиенту.

Рассмотрим основные критерии правомерности взимания комиссии:

  • банк оказывает отдельную услугу, которая не вытекает из его прямых обязанностей по кредитному договору;
  • такая услуга имеет самостоятельную потребительскую ценность. 

Если предлагаемая банком операция соответствует этим критериям, он вправе устанавливать и взимать плату за нее.

Стандартные действия, без совершения которых банк не смог бы заключить и исполнить кредитный договор, самостоятельной услугой не являются, поэтому взимание платы за них незаконно.

К таким действиям относятся:

 

  • открытие и ведение ссудного счета;
  • комиссия за рассмотрение заявки и выдачу кредита;
  • комиссия за обслуживание (сопровождение) кредита;
  • комиссия за досрочный возврат кредита;
  • плата за выдачу справок о состоянии задолженности;
  • кассовое обслуживание по кредитному договору;
  • выдачу справок о состоянии счета (для представления в различные органы и организации), а также за изменение условий кредитного договора;
  • предоставление справки (выписки) об истории обслуживания долга, а также за выдачу согласия на выделение доли несовершеннолетним детям в праве собственности на жилье, находящееся в ипотеке;
  • выдачу кредита через кассу;
  • прием наличных денег через свою кассу в счет погашения кредита;
  • операционное обслуживание др.

Помимо этого, банки также не вправе устанавливать и взимать:

  • штраф при полном или частичном отказе от получения потребительского кредита;
  • неустойку на сумму несвоевременно уплаченных процентов.

Обратите внимание! Существуют сервисы, такие как «мобильный банк», «интернет-банк», за которые банки также могут брать комиссию. Зачастую услуга «мобильный банк» подключается клиенту автоматически, сразу после заведения банковской карты. Поэтому при заведении карты можно отказаться от этой услуги, если в ней нет необходимости. Если же её наличие было обнаружено уже после открытия карты, то для закрытия услуги необходимо обратиться в банк.

Действия потребителя при обнаружении незаконных комиссий

Если Вы обнаружили в выписке по кредиту операции по взиманию платежей, природа и назначение которых Вам не понятны, обратитесь в банк с заявлением о пояснении оснований взимания таких платежей. Если установленные банком комиссии и штрафы являются незаконными, Вам следует направить банку претензию с требованием о возврате неосновательно удержанных денежных средств. В случае отказа в удовлетворении претензии Ваши права могут быть защищены в судебном порядке.

Информация о задолженности

Банк в обязательном порядке должен оповещать своих клиентов о просрочке уплаты кредита. Информация о наличии просроченной задолженности по договору потребительского кредита направляется заемщику бесплатно способом и в срок, которые предусмотрены договором потребительского кредита, но не позднее семи дней с даты возникновения просроченной задолженности

 Кроме того, кредитор должен ежемесячно бесплатно информировать своего клиента об остатке задолженности по кредиту и о состоянии его счета в порядке, установленном договором.

 

Информация подготовлена Консультационным центром

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае»

Добавить комментарий

Your email address will not be published.