Ноя 03

Можно ли фотографировать в магазине?

Часто можно наблюдать такую картину: как покупатель достает в магазине фотокамеру или смартфон, пытается сделать фото — но тут к нему подходит кто-то из работников или охраны магазина и грозно заявляет убрать фотоаппарат. Неважно, хотел ли человек снять на камеру понравившийся товар, чтобы обсудить возможную покупку дома, фотографировал кого-то из семьи или друзей на фоне торгового зала — реакция часто бывает одна и та же. Но насколько обоснованны эти запреты?

Эксперты службы правового консалтинга Гарант пришли к заключению, что собственник магазина, запрещающий покупателям фотографировать товар, сам нарушает права потребителей на получение информации о товаре любым не запрещенным законом способом согласно ч. 1 ст. 8 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей«.

В соответствии с конституционным принципом, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить, а также распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ). Положения закона дополняют этот принцип – граждане и организации вправе получать любую информацию в любых формах и из любых источников, если это правомерно (ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации«; далее – закон об информации).

Все запреты на съемку в Российской Федерации устанавливаются либо федеральными законами, либо (в крайнем случае) принятыми в соответствии с ними ведомственными нормативными актами — и по поводу любительской съемки в помещениях магазинов никаких запретов нет. Любительской называется та съемка, которая делается гражданами для личного использования и не касается коммерческой деятельности. Эксперты уверены, что сведения о торговом зале универсама, товарах, предложенных к реализации, о продавце или изготовителе товаров и т. д. не могут составлять ни государственную тайну, ни служебную, следовательно, не являются конфиденциальными. Нельзя снимать, к примеру, рекламные фото в торговом зале без согласования с руководством магазина. Существуют и ограничения, но только для конфиденциальной информации (ст. 9 закона об информации). Они также считают, что указанная информация не является коммерческой тайной. Ведь тогда бы обладателю таких сведений пришлось принять меры юридического, организационного, технического и иного характера, направленные на обеспечение ее сохранности в тайне (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне«). А в действительности происходит наоборот, как отметили эксперты. Вход в торговый зал универсама открыт для неограниченного круга лиц, а значит, его внутренний интерьер и реализуемые товары никак не могут быть секретом для посетителей.

Эксперты резюмировали, что фотофиксация – это всего лишь один из способов сбора информации, а соответствующее право гарантировано Конституцией РФ. Они добавили, что собственник супермаркета, выставляя товар для всеобщего обозрения, предлагает его к продаже неопределенному кругу лиц, а это с точки зрения гражданского законодательства является публичной офертой (п. 2 ст. 437 ГК РФ).

Информация подготовлена Консультационным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» по материалам,

опубликованным на сайте http://www.garant.ru/consult/civil_law/978696/

Добавить комментарий

Your email address will not be published.