Мар 23

ШТРАФЫ ЗА ОБМАН ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРЕДЛАГАЮТ УВЕЛИЧИТЬ

В целях усиления защиты потребителей от нарушений их интересов депутатами фракции «Справедливая Россия» разработаны и внесены на рассмотрение Государственной Думы законопроекты, предлагающие ужесточить ответственность за обман потребителей, предоставление недостоверной информации о товаре (работе, услуге), иные нарушения прав потребителей.

Ответственность за обман потребителей установлена ст. 14.7 КоАП РФ. Сегодня обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) наказывается наложением административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Ответственность за нарушение иных прав потребителей установлена статьей 14.8 КоАП РФ. Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. Неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Дела об указанных административных правонарушениях рассматривают должностные лица Роспотребнадзора. Соответствующие меры могут быть приняты, в частности, по жалобе потребителя.

Депутаты предлагают изменить размеры административных штрафов, поставив их в зависимость от стоимости, которую потребитель уплатил за товар или услугу, определив тем самым значительный, крупный и особо крупный размер приобретенных товаров и услуг. Значительный размер приобретенных товаровот тысячи до 250 тысяч рублей, крупныйот 250 тысяч до полумиллиона, особо крупныйот полумиллиона рублей. Штраф будет тем больше, чем больше цена приобретенного потребителем товара. Например, при обмане потребителя в крупном размере предлагается установить административный штраф для граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысячи рублей; для должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; для юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

В другом законопроекте депутаты предлагают ввести меры гражданско-правовой ответственности за нарушение прав потребителей в размере, кратном стоимости товара (услуги) или сумме причиненных убытков. Так, например, при выполнении работ (услуг) с недостатками депутаты предлагают установить право потребителя на пятикратное возмещение убытков или возврат пятикратной цены, уплаченной за работу (услугу).

«Российская газета» опубликовала мнения экспертов по поводу указанных законопроектов. Больше всего жалоб сейчас на супермаркеты, — рассказал глава Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. — Проблема в том, что в супермаркетах огромный ассортимент товаров, они попросту не успевают обновлять ценники, из-за этого возникает разница в чеке и заявленной цене товара. Для решения этой проблемы нужно оборудовать магазины аппаратами для сканирования штрихкода, чтобы покупатель мог сам узнать реальную стоимость товара». Для уличных и рыночных торговцев повышать штрафы, по мнению эксперта, бесполезно. Там гораздо сложнее отследить обвес.

«Главная проблема для потребителей сейчас обман в банковском обслуживании, — отметил Дмитрий Янин. — Зачастую при заключении страховых или кредитных договоров, организации намеренно включают в них незаконные условия, о которых не предупреждают потребителя. Поэтому в этой сфере услуг стоит повысить контроль и штрафы за намеренный обман». В малом бизнесе в сфере услуг, по словам эксперта, не может быть таких крупных обвесов.

Помимо этого часто с недостоверной информацией сталкиваются покупатели интернет-магазинов. «В дистанционной торговле проще скрыть какие-то недостатки или несоответствия товаров, поскольку покупатель не может, как в обычном магазине, потрогать, рассмотреть товар и сравнить соответствие этикетки с содержимым коробки, — пояснил эксперт. — Поэтому в этой сфере также не помешает усилить регулирование и увеличить штрафы за обман потребителей».

 

С текстом законопроекта № 1015251-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части защиты прав потребителей» можно ознакомиться здесь.

С текстом законопроекта № 1015271-6 «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» в части установления дополнительных гарантий потребителей» можно ознакомиться здесь.

Информация подготовлена Консультационным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» по материалам, опубликованным в «Российской газете» (Фед.выпуск № 6920 (52))

Добавить комментарий

Your email address will not be published.