Мар 23

Как уменьшить счет на оплату за некачественные коммунальные услуги

Далеко не все жители многоквартирных домов знают: если из «горячего» крана долго текла чуть теплая вода или ее вовсе не было, если в доме постоянные перебои с освещением или то и дело отключается лифт, квартплата может быть серьезно уменьшена.

Это следует из принятого в прошлом году Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис дал некоторые разъяснения по данному закону.

В законе предусмотрено, что в случае нарушения исполнителем коммунальных услуг требований к их качеству он должен будет уплатить «штраф в пользу потребителей». При этом условие об обязательном перерасчете или даже полном освобождении оплаты за некачественную услугу не отменяется. Нерадивый поставщик, таким образом, «наказывается» рублем в двойном размере. Размер и порядок уплаты такого штрафа, перерасчета квартплаты подготовил минстрой, а утвердить документ должно правительство.

Если коммунальная услуга предоставлялась с перерывами, превышающими «разрешенную» продолжительность, или если коммунальная организация ликвидировала аварийную ситуацию дольше установленных сроков, исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 30% от стоимости услуги за время перерыва ее предоставления, превышающего установленную продолжительность. Такой же принцип используется и при наказании поставщика за низкое качество услуг: штраф 30% от стоимости услуги за все время, пока исполнитель не обеспечивал надлежащее качество.

Размер штрафов должен указываться отдельной строкой в платежном документе. Их размер учитывается при начислении платы за коммунальные услуги не позднее трех месяцев, следующих за месяцем, в котором был начислен штраф. В случае если размер штрафа превысит стоимость услуги, плата за нее не взимается до момента, пока штраф не будет уплачен полностью.

Как пожаловаться на качество

  1. Нужно обратиться в аварийно-диспетчерскую службу. С этого момента включается «счетчик»: услуга считается некачественной до момента подтверждения, что ситуация исправлена.
  2. Исполнитель услуги в течение 2 часов обязан проверить качество услуги. Если не требуется дополнительных лабораторных замеров и экспертных исследований, прямо на месте проведения проверки составляется акт. Если дополнительные исследования все же нужны, в акте указываются сроки их завершения. Акт подтверждает право потребителя на перерасчет.
  3. Если в течение 2 часов после жалобы потребителя проверка не проведена либо потребитель не дозвонился до аварийно-диспетчерской службы, акт можно составить самостоятельно, без участия коммунальщиков. В этом случае акт подписывают не менее двух потребителей и председатель совета многоквартирного дома. Потом документ направляется в госжилинспекцию для принятия мер.
  4. Потребитель может в любой момент привлечь к рассмотрению своей жалобы органы государственного жилищного надзора (Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края). Надзорный орган по жалобе потребителя проводит выездную проверку. Если факт нарушения установлен, исполнитель услуги получит предписание, которое обязан исполнить.
  5. Если предписание было выдано, но не исполнено в срок, нарушителю грозит крупный штраф (часть 24 ст. 19.5 КоАП). При наличии двух невыполненных предписаний в одном доме Стройнадзор обращается в суд с иском об исключении дома, в котором обнаружены нарушения, из реестра лицензии данной организации. Если площадь таких домов превысит 15% в общем объеме жилья, управляемого организацией-нарушителем, она вообще лишается лицензии.

 

Любая коммунальная услуга должна быть бесперебойной: например, мусор вывозится строго по графику, не накапливаясь. При этом допускаются отдельные отклонения продолжительности перерыва в предоставлении услуги:

  • Перерывы подачи холодного и горячего водоснабжения: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, либо 4 часа единовременно, а при аварии — 24 часа;
  • Перерывы водоотведения: не более 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, либо 4 единовременно (в том числе, при аварии);
  • Перерывы электроснабжения: 2 часа – при наличии двух независимых источников питания; 24 часа — при наличии одного источника питания;
  • Перерывы газоснабжения: не более 4 часов (суммарно) в течение одного месяца;
  • Перерывы отопления: не более 24 часов (суммарно) в течение одного месяца; не более 16 часов единовременно – при t воздуха 12 град.; не более 8 часов единовременно — при t воздуха от 10 до 12 град.; не более 4 часов единовременно — при t воздуха от 8 до 10 град.

Подготовлено Консультационным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» с использованием материалов, опубликованных в «Российской газете» №6924 (56)

Добавить комментарий

Your email address will not be published.